Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
10 мая 2017

19 школьный конкурс «Человек в истории. Россия — XX век»

Всероссийский школьный конкурс исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – ХХ век» начинает прием исследовательских работ на 19-й конкурс. Конкурс проводится Международным историко-просветительским, благотворительным и правозащитным обществом «Мемориал» с 1999 года.

За годы существования конкурса в нём участвовали более 37 тысяч школьников со всех концов России. На 18 конкурс, итоги которого были подведены в апреле 2017 г., поступило 1993 работы из городов и деревень России. Из них жюри конкурса отобрало 43 лучших исследования. За каждым из текстов авторов-победителей ─ месяцы сбора и осмысления источников, поиски в библиотеках и архивах.

Благодаря исследованиям школьников, поступающим на конкурс, архив «Мемориала» ежегодно пополняется сотнями исторических свидетельств эпохи, ценными фотодокументами, записями интервью с участниками событий. Это ценный материал, к которому постоянно обращаются профессиональные историки и журналисты, пишущие о российской истории ХХ в.

Кроме традиционного конкурса исследовательских работ, мы проводим конкурс мини-исследований,  конкурс фото -  и видео-работ. Это дает возможность большому числу школьников представить интересные и оригинальные проекты в малых формах.

Главная задача общества «Мемориал» – сохранить память о прошлом. Ради этого мы создаем архивы, записываем воспоминания, публикуем книги;  ради этого мы работаем со старшеклассниками. Нередко молодым авторам удается открыть новые, неизвестные факты, найти ценные документы, заполнить «белые пятна» в истории своего города или поселка. Так они участвуют в сохранении исторической памяти – не сконструированной, а настоящей, полной не только побед и достижений, но и трагедий, тягот, лишений  и репрессий, которые пережили люди в России в ХХ веке. Мы надеемся, что самостоятельное и непредвзятое изучение событий прошлого сможет повлиять на отношение школьников к тому, что происходит сегодня, заставит думать, анализировать и с осторожностью относиться к громким словам и пустым символам.

За восемнадцать лет у конкурса появилось множество друзей и помощников. С нами активно сотрудничают ученые-историки, работники библиотек и музеев, писатели и журналисты. Но главная опора конкурса ─ это сотни учителей по всей стране, которые поддерживают нашу работу. Именно поэтому «Мемориал» регулярно проводит в Москве научно-методические семинары, посвященные преподаванию российской истории и организации проектно-исследовательской деятельности старшеклассников.

Огромную помощь конкурсу оказывают региональные координаторы. Благодаря их усилиям конкурс и стал по-настоящему всероссийским: работы приходят из всех регионов страны, причем почти половина конкурсантов – жители деревень и небольших поселков.

С 2001 года «Человек в истории. Россия – XX век» стал членом «EUSTORY» – европейской сети исторических конкурсов. В ее рамках проводятся совместные семинары, летние школы для победителей. Каждый год несколько человек из числа наших победителей принимают участие в летних школах «EUSTORY».
За годы существования конкурса «Мемориал» выпустил 23 сборника, куда вошли лучшие работы. Пять из них подготовлены вместе с нашими зарубежными партнерами и опубликованы на немецком, итальянском и норвежском языках. В 2016 году вышел сборник  «Были и жили».

С 2009 года при поддержке Фонда Михаила Прохорова для лауреатов исторического конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», ставших студентами гуманитарных вузов, проводится специальный конкурс на получение стипендий. Ежегодно до пяти победителей Конкурса становятся стипендиатами Фонда.

В помощь учителям, школьникам и студентам создан интернет-портал «Уроки истории»  – интеллектуальный ресурс, посвященный актуальным проблемам изучения истории XX века, исторической памяти.

Цель конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями российской истории минувшего века и начала нынешнего, пробудить в них интерес к судьбам обычных людей, к их повседневной жизни – к тому, из чего складывается «большая история» страны.

Темы конкурса

Цена победы

Участники конкурса посвящают исследование судьбам людей на войне и в тылу. Работа может быть основана на проведенных авторами интервью, документах из семейных и государственных архивов; музейных коллекциях и т. д.

История семьи

В работах авторы воссоздают повседневность прошлых лет, детали быта и судьбы людей, в том числе своих родных и близких. В исследовании важно отразить отношение разных поколений к прошлому, привести примеры того, как передается семейная память.

Человек и власть

Как взаимодействуют личность, общество и государство? Что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство? Молодые исследователи не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу.

Человек и малая родина

Авторам предлагается проследить историю района, улицы, здания, памятника или экспоната краеведческого музея. В центре исследования может быть также значимое событие из прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, архивных документах и публикациях. Главное условие – исследование должно быть связано с конкретными человеческими судьбами.

Свои – чужие

XX век – эпоха миграций. Приглядитесь внимательно к тем, кто живет или жил рядом с вами, но принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? Попытайтесь выяснить исторические корни проблемы. Кто и при каких обстоятельствах оказывался «чужим» в вашем городе или деревне в ту или иную эпоху?

Участники конкурса

Учащиеся общеобразовательных учреждений, учреждений среднего профессионального и высшего образования России в возрасте от 14 до 18 лет.

Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Приветствуется, если в качестве наставников выступят учителя, родители и даже профессиональные историки. Коллективные работы должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы Жюри могло оценить вклад каждого участника.

В Москву приглашаются авторские коллективы не более 3 человек.

Номинации конкурса

Исследовательская работа

Объем исследования – более 20 тыс. знаков (с пробелами). Оценивая работу, Жюри учитывает такие критерии, как ценность и новизна собранного материала, умение автора поставить интересную исследовательскую задачу, критическое отношение к источникам, знание и понимание исторического контекста, ясность и логика изложения, обоснованность выводов.

Мини-исследование

Объем исследования – менее 20 тыс. знаков (с пробелами). Небольшая работа по одной из тем конкурса. Она может быть посвящена более узкой теме в отличие от исследовательской работы (например, автор может ограничиться анализом материальных или иных свидетельств из семейного архива, публикаций местной прессы).

Фотоконкурс/Видеоконкурс

Участнику этой номинации необходимо выбрать интересный объект, сделать 5–7 фотографий (небольшой фильм) этого объекта или места, где он был расположен. Получившийся изобразительный ряд необходимо дополнить небольшим авторским комментарием-эссе (не более 10 тыс. знаков с пробелами). Текст и фото (видео) должны составить небольшой рассказ об истории выбранного объекта, изменениях, происходивших с ним в течение времени, отношении к нему жителей, историков-краеведов, журналистов, официальных лиц или членов семьи автора.

Методы исследования – устная история, история повседневности, микроистория, анализ материальных и письменных источников личного происхождения.

Требования к оформлению работ

Работы принимаются в электронном виде (весь текст, включая титульный лист, содержание, основную часть, приложение и список источников – в одном файле).

На титульном листе обязательно должны быть указаны:

  • фамилия, имя и отчество автора/авторов,
  • почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты автора/авторов работы,
  • номер школы/учебного заведения, класс,
  • почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты школы/учебного заведения,
  • фамилия, имя, отчество и должность руководителя, его почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты.

В разделах “Библиография” и “Источники” обязательно должны быть перечислены все печатные, архивные и интернет-источники, которые авторы использовали при подготовке работы.

Подведение итогов и награждение

Результаты конкурса будут подведены в апреле 2018 года.

Авторы 40 лучших исследовательских работ, 1 лучшего мини-исследования, 1 лучшей работы фотоконкурса и 1 лучшего видеофильма и 3 лучших учителя будут приглашены в Москву в апреле 2018 года на церемонию награждения для вручения дипломов и ценных призов. Проезд и пребывание в Москве лауреатов и 3 лучших учителей оплачивает Оргкомитет конкурса.

3 победителя получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов, организованных европейской сетью «EUSTORY».

Лауреаты конкурса смогут принять участие в стипендиальном конкурсе Фонда Михаила Прохорова.

Руководители лучших работ будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре.

Свидетельства и грамоты:

  • свидетельство участника выдается всем авторам присланных оригинальных работ;
  • поощрительная грамота – авторам работ, которые выйдут во 2-й тур;
  • грамота и книжный приз – авторам работ, которые выйдут в 3-й тур;
  • грамота за историко-просветительскую работу с молодежью – научным руководителям лучших работ.
Срок приема работ – до 15 января 2018 г.

Участники конкурса самостоятельно загружают работы через Личный кабинет на сайте www.urokiistorii.ru/lk/

По всем вопросам пишите нам по адресу konkurs@memo.ru

Сайт «Уроки истории»

На сайте размещены работы лауреатов конкурса, опубликованы методические материалы по подготовке и оформлению исследовательских работ.

На сайте регулярно размещается информация о российских и международных конкурсах по истории, аннотации учебников и научных публикаций, рецензии на книги, фильмы и выставки, затрагивающие историческую тематику.

10 мая 2017
19 школьный конкурс «Человек в истории. Россия — XX век»

Похожие материалы

4 декабря 2014
4 декабря 2014
В рамках проекта «Москва. Места памяти» предлагаем вам новую экскурсию «Красные в Москве».
30 ноября 2016
30 ноября 2016
Мы собрали из социальных сетей семь самых частотных вопросов о базе данных по чекистам эпохи Большого террора в некоторый FAQ, и попросили создателей базы ответить на них.
14 ноября 2014
14 ноября 2014
«Еще один момент, горький момент, занимает огромное место в моей памяти, – это когда мама сообщила мне, что он погиб. Мне было по-прежнему 5 лет. Слишком мало, казалось бы, чтобы осознавать всю серьезность ситуации, но ручей своих слез я не забуду никогда. Мне бы хотелось не вспоминать этого момента никогда, оставить вместо него что-то более приятное из детства, но, увы, он крепко уцепился за мое сознание, и не думаю, что когда-нибудь исчезнет».