Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
10 сентября 2012

История для детей на сайте BBC: Первая мировая война

Источник: www.bbc.co.uk/schools/worldwarone

Как учебная историческая часть портала теле- и радиовещательной компании BBC рассказывает детям о событиях 1914-1918 гг.? Обратившись к соответствующей интернет-странице, посетитель погрузится в историю Первой мировой, а также почерпнёт дидактические идеи о том, как доступно и интересно преподнести этот материал школьникам.

Страница материалов по истории Первой мировой войны для детей разделена на несколько секций: рассказ о событиях от лица четырёх героев, релевантные статьи, игры, хронология, стихи, чат.

В первом разделе рассказ о том времени перепоручается типическим персонажам эпохи:

  • военный врач, погибший в разгар войны;
  • сестра солдата-фронтовика – с её записями о жизни в тылу;
  • военнопленный из немецкого лагеря;
  • анонимный наблюдатель, собирающий газетные вырезки и материалы о войне.

Среди этих персонажей нет ни одного солдата-героя, отличившегося военной доблестью на поле боя — никто не убивает «врагов». Все четверо так или иначе описывают войну с позиции неприятия насилия.

Их истории рассказываются не прямым нарративным образом, а раскрываются постепенно, часто косвенно, через историю их личных вещей, которые зритель-читатель (ребёнок) может разбирать в произвольном порядке. Обращение к личным предметам позволяет выбрать читателю разный уровень погружения – от внешнего осмотра и чтения кратких описаний – к подробному изучению полевого дневника, военных мемуаров, записок доктора или писем с фронта. Наконец, к этим материалам прилагаются аудиозаписи реплик, сделанных от лица самих героев, которые именно с данным предметом связывают те или иные военные и околовоенные события. Все три ступени (визуальное знакомство, чтение оригинальных исторических материалов, прослушивание свидетельства) так или иначе призваны обучить школьника основным принципам работы с источником.

На отдельной игровой странице можно пройти викторину на знание истории Первой мировой, посмотреть на таблицу,  сравнивающую военные действия на разных фронтах, выбрать правильную военную стратегию в каждой из 4-х защитных миссий, а также познакомиться со стихами о войне – в формате аудиозаписи или медиапрезентации (см., например, стихотворение Джона МакЭре «In Flanders Fields»).

В отдельную учебную часть отсеяны материалы по проблемным вопросам: «В чём были причины войны?», «Западный фронт», «Домашний фронт. Тыл», «Последствия войны».

Ко всему разделу прилагаются 9 комплектов материалов для учителей: вопросы школьникам.

Военный врач

Личные вещи капитана Ноэля Чейвасса, рассказывающие его фронтовую историю:

  • Полевой медицинский дневник

«… я стараюсь сделать всё от себя зависящее, очень много читаю о гигиене и тифозной лихорадке…В последнее воскресенье мы вдвоём провели вакцинацию 175 солдат… Из-за того, что солдаты проводят целые дни в грязи и воде, их ботинки становятся непригодными для ходьбы. Тогда они снимают их – и ноги надуваются как баллоны, думаю, это начало (или прогрессирующая стадия) гангрены на ногах, которую мы наблюдали во времена Балканских войн, или то, что во времена Крымской войны называлось обморожением».

  • Рождественская коробка с подарками – она рассылалась всем солдатам на праздник зимой 1914 года. Внутри находился табак, шоколад и конфеты. В каждую коробку вкладывалась рождественская карточка и фотопортрет принцессы Марии, чей фонд обеспечивал военнослужащих и их близких подарками к рождеству (в специальном аудиоподкасте рассказчик от лица Ноэля Чэйвасса перечисляет, какие подарки тот получил от своей сестры Доротеи).
  • Противогаз – с краткой справкой о том, что именно в Первой мировой войне впервые использовалось химическое оружие против солдат противника и распылялись ядовитые газы.
  • Фрагменты фронтовых писем доктора

«Белые лица солдат осунулись, глаза блестят из-под слоя грязи, всё это вместе с проросшей бородой делает их похожими на чудовищ. Я никогда раньше не видел ничего подобного».

  • Батальонный значок – знак отличия 10-го ливерпульского шотландского полка.
  • Крест Виктории – высшая британская военная награда за храбрость, проявленную в бою. Доктор Чейвасс – единственный солдат, получивший два креста за участие в Первой мировой войне.

Капитан Чейвасс погиб в Бельгии в августе 1917-го года.

Сестра фронтовика Ада МакГир

  • Связка писем

«Новости с фронта, наконец, хорошие – но их цена слишком высока. Бедный Ральф Мерри был убит (я уже писала тебе об этом). Погиб единственный сын мистера и миссис Лисс. Все ужасно обеспокоены. Меня ждут, пора идти, так что я прощаюсь с тобой. Мои учителя подарили мне чудесный серебряный поднос для туалетного столика».

  • Пропагандистский постер – военный плакат, «изображающий немцев чудовищами, чтобы пробудить в зрителях антигерманские чувства» (комментарий BBC).
  • Фотография Эдит Кавелл – сестры милосердия, работавшей на фронте в Бельгии. Кавелл обвинили в том, что она помогла устроить побег заключённым немецкого военного лагеря, за что была казнена в 1915-м году. Эдит Кавелл играла важную роль в британской военной пропаганде.
  • Медальон с изображением «Лузитании» — пассажирского судна, затонувшего в мае 1915-го года. На медальоне была указана ложная дата потопления корабля, 5 мая– за два дня до фактических событий. Это было сделано в целях пропаганды, для того, чтобы подчеркнуть, что немцы заранее планировали и умышленно затопили корабль с мирными гражданами (дело в том, что Кайзеровская Германия 7 мая публично декларировала зону подводной войны и предупреждала, что все суда в этой зоне могут быть затоплены).
  • Кольцо, немецкий сувенир — «солдаты союзных и вражеских армий часто обменивали личные вещи на еду и сигареты».

Военнопленный Джим Брэйди

  • Военные мемуары – они были изданы через 60 лет после войны. В них рассказана история жизни Джима Брэйди в плену.
  • Открытка:

«я цел и невредим, только упустил возможность увидеть короля…»

  • Сборник писем заключённых:

«Голод, тяжёлая работа и дурное обращение».

  • Поэма Джеймса Брэйди – написана в лагере для военнопленных в память о погибшем товарище:

«Для тех, кто пал, как Джефф / Всегда открыты райские врата».

  • Металлические значки и знаки отличия – три небольших диска с личным идентификационным армейским номером – один из них солдаты носили на шнурке вокруг шеи, второй высылался родителям в случае смерти солдата, третий креплился к погребальному савану погибшего.
  • Личная карточка военнопленного – в которой указано, что Джим находился в плену в Германии.

Наблюдатель

  • Коробка с нитками – «Многие женщины, желавшие помочь фронту, не знали, какую именно одежду нужно посылать солдатам. Королева Мария выпустила предписание, в котором указывалось, какие именно вещи прежде всего нужны армии и флоту».
  • Агитационный плакат для набора медсестёр на фронт – «… многие женщины покупали морфий, стрихнин и бандажи за свои собственные деньги».
  • Проигрыватель и пластинка с песнями «Прощай», «Длинна дорога до Типперари», «Спрячь подальше свои беды».
  • Альбом с газетными вырезками и фотографиями.
  • Военный дневник с записями, день за днём регистрирующими изменения положения дел на фронте.

Подготовил Сергей Бондаренко

10 сентября 2012
История для детей на сайте BBC: Первая мировая война

Похожие материалы

14 января 2011
14 января 2011
В 2011 г. будет уменьшено количество образовательных предметов в пользу уроков патриотизма. Старшие классы теперь должны воспитать нравственного и ответственного патриота
9 марта 2015
9 марта 2015
Отрывки воспоминаний западногерманского поэта о конгрессе литераторов, походах по лениградским ночным клубам, приёме в квартире Эренбурга и встрече писателей с Хрущевым в Гаграх.
29 января 2015
29 января 2015
О Георгии Карловиче Вагнере знают многие искусствоведы и знатоки древнерусской культуры. Он является признанным авторитетом, автором более двадцати книг и двухсот статей по древнерусской храмовой скульптуре. 15 лет своей жизни Вагнер провёл в лагерях, где, благодаря работе в КВЧ, много рисовал (несколько его рисунков и живописных работ хранятся в музее Международного Мемориала). В настоящем материале публикуются фрагменты его воспоминаний и некоторые сохранившиеся после заключения зарисовки.
25 августа 2014
25 августа 2014
Главной темой проекта является влияние Первой мировой войны на современность. Авторы статей размышляют, что война столетней давности значит для нынешних жителей Европы, Азии, Америки. В рамках проекта корреспонденты запечатлели сегодняшнее состояние мест былых сражений. Для данного проекта были отобраны и подробно аннотированы и архивные публикации NYT – несколько наиболее значимых номеров, освещающих важнейшие повороты в войне с 29 июня 1914 г. по 10 ноября 1918 г.