Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
15 июня 2009

Выставка графики Александра Дейнеки в Третьяковской галерее

С 26 июня по 20 сентября 2009 г. Государственная Третьяковская галерея организует выставку графики А.Дейнеки из собрания Курской государственной  картинной галереи им. Дейнеки, приуроченную к 110-летию со дня рождения художника.

Работы, выставленные в Третьяковке, малоизвестные широкому зрителю, обращают внимание на важные черты художественной манеры мастера — графичность его живописных работ, лаконичность и чёткость в прорисовке фигур, любовь к спортивной тематике и культивирование телесности (искусствоведы говорят об особенной любви Дейнеки к коренастым, сильным, тренированным работой и физкультурой телам — что видно, в часности, и на примере привезённой подборки изображений обнажённых натурщиц). Посетитель имеет возможность увидеть иллюстрации Дейнеки, сделанные им в середине 20-х гг. для журналов «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор», «Даёшь!» — частыми темами в них становятся сатирическое изображение духовенства и верующих, мещанский уклад жизни обывателей, освоение новых индустриальных тенологий, радость, излучаемая энергичными, здоровыми молодыми рабочими и работницами.

Одна из частей экспозиции посвящена зарисовкам, сделанным Дейнекой в 1935 г. во время путешествия в США и по Европе. Здесь — неприятие жизни, присущей буржуа (как, например, в работе «Эстрадный танец. Бурлеск»  — видно, насколько извивающиеся полуобнажённые тела танцовщиц американского клуба несимпатичны художнику; изображения американок в их повседневной жизни также контрастируют типичным дейнековским фигурам советских тружениц — изломанность, тонкость фигур, укутанных в шубки и дорогие вещи, не занятых созидательным трудом). В то же время удивительно интересны городские зарисовки Парижа и Рима — знатоки обращают внимание на изменение техники Дейнеки, будто бы приспосабливающейся к ритму новых, незнакомых городов.

Одна из страниц творчества мастера — зарисовки военных ландшафтов, созданных Второй мировой -  Дейнека показывает войну далеко не с парадной стороны. На первом плане  - скрюченные тела погибших, искорёженные железнодорожные пути, покосившиеся дома, сломанная техника — война вносит хаос в доселе упорядоченный, гармоничный, спортивный, упругий мир.

Изображения разрушенных войной западных городов — Берлина, Вены поражают тишиной и будничностью свершившихся перемен.

Наталья Дарсавелидзе

15 июня 2009
Выставка графики Александра Дейнеки в Третьяковской галерее

Похожие материалы

5 октября 2009
5 октября 2009
Книга «Серьёзная забава: история зрелищного спорта в СССР» была закончена в 1990-м году, избежав, однако, судьбы многих ещё советских книг, выходивших в то время, мгновенно потерявших актуальность вместе со сменой политической конъюнктуры. Вероятно, её автор, не находящийся, в отличие от своих коллег из Восточного блока, в культурной изоляции, сумел преодолеть некоторое давление традиции советских исследовательских работ «о спорте».
20 марта 2015
20 марта 2015
В государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева совместно с Международной арт-галереей ЭРИТАЖ, антикварными галереями и коллекционерами проходит выставка, посвященная советскому дизайну. По концепции кураторов выставка охватывает временной диапазон с 1920 по 1960 годы. Линия — от конструктивизма через арт деко и советский ампир, к модернизму.
28 декабря 2011
28 декабря 2011
Виртуальная выставка советских елочных игрушек из коллекции музея «Мемориала»