Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
9 августа 2011

Как работать с текстовыми источниками?

РГБ им. Ленина. Источник: liveinternet.ru

Текстовые источники наиболее часто встречаются на школьных уроках.

Существуют различные типы текстовых источников:

  • документы официальных властей (законы, постановления и т.д.);
  • свидетельские точки зрения (мемуары участников…);
  • газетные статьи;
  • точка зрения историка.

В чём разница между этими типами текстовых источников? Почему важно понимать происхождение источника – время его создания, автор и его отношение к событию?

Чтобы приступить к тщательному анализу любого текстового источника необходимо ответить на следующие вопросы:

Каков тип источника?

  • это дневниковая запись?
  • письмо – официальное, личное?
  • воспоминания?
  • публичное обращение?
  • политический документ – доклад, протокол, резолюция, декларация, постановление правительства?
  • или это дипломатическое сообщение, заявление, нота?
  • фрагмент исторического исследования?

Кто автор текстового источника?

  • Частное, официальное, анонимное лицо?
  • Какова политическая, этническая, официальная позиция автора?
  • Как текстовый источник воздействует на отношение его автора к описываемым событиям?
  • Есть ли в источнике информация, которая подтверждает, что автор имел какое-то отношение, как-то участвовал в событиях, упоминаемых в источнике?
  • Был ли автор пассивным наблюдателем или активным участником данных событияй?

Каков контекст источника?

  • Когда этот источник был написан или напечатан?
  • Совпадает ли это время со временем, когда разворачивалось событие (или сразу после), или это дни, недели, месяцы, годы спустя?
  • Можно ли по тексту понять причины, почему он был написан?
  • Кому был адресован текстовый источник?
  • Даёт ли этот документ только информацию о том, что произошло, или он содержит также и личную точку зрения, выводы, рекомендации?
  • Содержится ли в источнике свидетельство о симпатии, антипатии, предубеждении по отношению к какой-либо отдельной группе или мнению?
  • Есть ли в этом источнике что-то, что позволяет судить о его достоверности? Всегда следует попытаться проанализировать как можно больше разнообразных текстовых источников, всегда принимая во внимание их достоверность?

Оригинал: How to work with textual sourses? // www.forumhistoriae.sk

Примечание: Эти рекомендации были также опубликованы в книге «История эпохи в глазах индивидуума: Украина и Европа в первой половине XX века»: Нова Доба –Всеукраинская ассоциация учителей истории и социальных наук и Евроклио – Европейская ассоциация преподавателей истории, 2004.

9 августа 2011
Как работать с текстовыми источниками?

Похожие материалы

9 мая 2017
9 мая 2017
В последний день школы-академии победители нашего конкурса записали специальное видео о Великой Отечественной войне, которое было продемонстрировано на церемонии наградения 26-го апреля. Посмотрев видео, мы сразу решли, что опубликуем его сегодня, в День Победы.
31 марта 2015
31 марта 2015
Воспоминания матерей Братска о погибших на Чеченской войне детях и письма с войны. Работа-победитель Школьного конкурса
6 марта 2017
6 марта 2017
Vузей обороны и блокады Ленинграда выпустил сборник статей по работе с одной из самых сложных тем в школьном курсе истории – Блокаде Ленинграда. «УИ» публикуют электронный вариант сборника-методички вместе с фрагментом вступительной статьи от А. Д. Раппопорт и Н. Г. Шейко