Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

О проекте

Что такое «Уроки истории»

Научно-популярный проект Международного Мемориала об истории двадцатого века и культуре исторической памяти. Мы рассказываем о новых проектах и жизни исследовательского сообщества, об истории в политике, образовании и массовой культуре. И конечно, о нашем школьном конкурсе.

Что такое школьный конкурс

Наш главный способ подтолкнуть аудиторию к самостоятельному изучению истории и вообще основная причина существования проекта. В первую очередь «Уроки истории» — это информационная площадка для школьного конкурса исторических исследований «Человек в истории. Россия — ХХ век». В соответствующем разделе находятся новости конкурса, его темы, правила, форма загрузки работ и лучшие исследования участников.

Мы также публикуем методические пособия, обзоры специальной литературы и важные доклады с конференций. Иными словами, всё, что преподаватель может использовать на уроке, когда учебника недостаточно для содержательного разговора о двадцатом веке в России.

Что такое журнал

Мы не ограничены образовательной тематикой и рассказываем о культуре исторической памяти для широкого читателя. Интервью с учёными и общественными активистами, статьи, тексты о важных книгах, фильмах и выставках, подкасты интересных лекций и самые важные идеи о современном восприятии истории двадцатого века. Всему этому посвящён наш журнал.

Мы также убеждены, что не следует отделять российский исследовательский опыт от зарубежного. Поэтому регулярно рассказываем о прошедших и предстоящих конференциях, стипендиях ведущих мировых ВУЗов, возможностях публикации в зарубежных изданиях и других профессиональных перспективах для исследователей из России.

 

Нас поддерживают

Проект «Уроки истории» осуществляется Международным историко-просветительским и правозащитным обществом «Мемориал», совместно с Региональной общественной организацией «Историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество „Московский Мемориал“».

Генеральный партнёр проекта – Фонд Михаила Прохорова, 

Фонд Прохорова

Партнёры – Фонд им. Курта Кёрбера (ФРГ), Фонд Память, ответственность, будущее (ФРГ).

     

 

Проект начинался как часть международной программы «Learning from history». В рамках этого проекта были созданы также немецкий и польский образовательные сайты. 

 

24 мая 2016
Когда я была ещё совсем маленькой, я как-то упросила свою маму показать мне, что это такое: хлеб насущный; это выражение я знала по молитве. Для этого мы отправились в булочную. У меня, оказывается, был свой образ хлеба насущного, потому что когда мама показала мне на батон и сказала, что это он и есть, я не согласилась. «Нет, это не хлеб насущный», – уверенно сказала я.
22 ноября 2016
– Вы Юля?
– Да, я Юля.
– Вставайте, вы арестованы.
7 июля 2016
Отец открыл дверь в сенцы, а там на чердаке – еврей сосед. Говорит, Иван, я побуду тут до вечера, а потом уйду. Он ведь понимал, что немцы одинаково наказывали и тех, кто давал приют евреям. Да где ж тут, сосед, мы ж люди, брали на себя ответственность. Вечером он ушел. Потом отец ушел набирать картошку из ямы. Открыл дверь, а там тоже, женщина еврейка и двое детей. Она говорит, я уйду, отец не стал и брать картошку
30 июня 2015
Работа Талыбзады Гуланы Джамил кызы, направленная на XVI конкурс исследовательских работ «Человек в истории» не заняла призового места. Мы публикуем её из-за пронзительных аналогий, связанных с семейной историей автора - беженки из-под Донецка, чей отец в начале 1990-х переехал в Украину из Азербайджана, покидая родной город после событий армяно-азербайджанского конфликта. Гулана в свои 18 лет пытается разобраться в природе современных вооружённых конфликтов